«Лезвия славы: Звездуны на льду»
Blades of Glory
Оценка: 6.0
Трепещите и восторгайтесь, поклонники фигурного катания! В волшебном мире кино есть еще место параллельным вселенным, где максимальная оценка за выступление — по-прежнему «шесть-ноль», а чемпионы-конкуренты способны устроить потасовку прямо на пьедестале почета. Именно с этой нелицеприятной сцены начинаются «Лезвия славы: Звездуны на льду», когда набравшие равное количество очков в финальном поединке чемпионата фигуристы-одиночники Чезз Майкл Майклс (брутальный бабник и пьяница) и Джимми МакЭлрой (инфантильный вундеркинд), сцепившись, грохаются с постамента. За неспортивное поведение их дисквалифицируют, и единственным способом вернуться на лед для них окажется совместное выступление в парном катании.
«Лезвия славы» — великолепный пример классической «тупой» комедии, которой невозможно сопротивляться. Эта картина распечатывает даже прожженных снобов с неумолимостью сошедшего с рельс товарняка. Секрет прост: она действительно очень смешная. Взявшись за историю с гениальной в своем идиотизме завязкой, авторы сразу заходят с козырей, как делают либо дураки, либо те, у кого все просчитано наперед. К счастью, как выясняется, создатели «Звездунов» — умелые игроки, и в рукаве у них предостаточно тузов и даже джокеров, чтобы в течение полутора часов поддерживать градус маразма, необходимый для приведения зрительного зала в полубессознательное от хохота состояние, не скатываясь при этом в откровенную пошлость и безвкусицу.
То, что вытворяют на льду Чезз и Джимми, иначе как беспределом не назовешь. Такого не увидишь ни на одних соревнованиях или ледовых шоу, и их выступления напоминают не столько чем произвольную программу в парном катании, сколько концерт глэм-группы со всей причитающейся атрибутикой: похабными жестами, швырянием трусами в поклонников и высеканием искр. Не менее экстравагантны чемпионские перфомансы и за пределами спортивной площадки — выход накачанного литровым «Капитаном Морганом» Чезза на детском празднике в роли злого волшебника исполнен прямо в духе гонзо-легенды Хантера Томпсона.
Цитата: "Ну что, вкрутил ей тройного акселя?" (Чезз после свидания Джимми).
Эффект от подобного безобразия, производимый на российскую аудиторию, без сомнения усугубляется на фоне интенсивной пропаганды фигурного катания, ведущейся у нас в последнее время. Особо приятные моменты ждут тех, кто внимательно следил за ходом телешоу «Звезды на льду» и слышал серьезные рассуждения комментаторов о том, что мужская парная ледовая акробатика — одно из возможных направлений развития этого вида спорта. Что ж, теоретикам следует поостеречься: как бы мужское парное катание не приняло причудливые формы, показанные в «Лезвиях славы» и более всего похожие на кислотный трип Ильи Авербуха.
Что на самом деле подкупает в «Звездунах» и заставляет работать весь арсенал расхожих, в общем-то, шуток, так это разительный контраст между безумными гэгами и деликатностью, с которой выписаны взаимоотношения главных героев. Странное дело: в фильме про двух обжимающихся мужиков в трико полностью отсутствуют даже попытки сострить по поводу их нетрадиционной ориентации (пидоры участвуют, но лишь во второстепенных ролях). Напротив, их гетеросексуальность всячески акцентируется, и даже на первый взгляд «голубоватый» герой Джона Хедера быстренько обзаводится подружкой.
Все трудности, через которые вынуждены проходить «фигуристы», лежат исключительно в плоскости преодоления собственного эго, воспитания чувства локтя и становления настоящей мужской дружбы. Серьезность и чистота помыслов, с которыми преподнесена эта тема, значительно увеличивают как драматический, так и комический потенциал диалектического противостояния Чезза и Джимми.
Заключительная часть фильма, где наши герои проявляют чудеса взаимовыручки ради победы на соревнованиях, мог бы вызвать слезы умиления, если бы не был настолько истерически смешным. Ну а знаменитая поддержка за промежность, которую многие видели в рекламном ролике этой картины, в свете злоключений «звездунов» представляется актом мужества, сравнимым с подвигом трехсот спартанцев, и достойна того, чтобы сорвать овацию зрительного зала. Без вопросов.